Учительница химии, тучная Клара Павловна, была любима учениками. Она была умна, достаточно хитра, чтобы противостоять выходкам ребят, и опытна, чтобы ожидать от них мелких подвохов постоянно. На уроке химии во время опытов можно было более или менее свободно передвигаться по классу. Газовые краны, к которым присоединяли горелки, были на каждом столе, кабинет выглядел по-особенному. Клару Павловну уважали за взвешенную позицию, но и за решимость применить те непреувеличенные меры, которые она могла счесть необходимыми. Достоинство ее и достоинство ученика в этих условиях – что так не похоже на Ёлку – никогда не нарушались. Учителя-женщины, как и вообще женщины-начальницы, часто боятся, что будет нарушена граница, и их перестанут воспринимать всерьез. Отсюда вытекают их резкие действия и, не дай Бог, оскорбления учеников. Ничего этого с Кларой Павловной не происходило, учеников она не боялась никаких, ни мелких шутников, ни крупных хулиганов. Двумя-тремя словами она могла остановить любые попытки помешать уроку или подорвать ее авторитет. При этом дело никогда не доходило даже до замечания в дневнике, не говоря уже о том, чтобы обращаться к классному руководителю, директору или вызывать родителей. Да, и школьники в старших классах становились уже поспокойнее.
Химия в прежние времена должна была демонстрировать, что Бога нет, бороться с религиозными представлениями. Некоторые учителя, хоть и лениво, но напоминали в семидесятые годы ученикам, что вот они на Пасху красят яйца, покупают в булочной кулич, а ведь это пережиток старых религиозных представлений, мы-то думаем, что это просто праздник весны, но для этого существует Первое мая. Уже не многие учителя поднимали эту тему, особенно в старших классах. Но Клара Павловна как раз не упускала случая пройтись по «клерикалам», «церковникам» и немедленно реагировала, если кто-нибудь носил крест, например, а на физкультуре в раздевалке было видно, что никто, в общем-то, крестов не носил.
«Вы хоть знаете, сколько человек было убито инквизицией в Средние века во имя этого креста?»
На одном из уроков Шоша задал такой вопрос: «А почему же великие ученые, которых мы изучаем, были глубоко верующими людьми. А Исаак Ньютон открывал свои физические законы, чтобы доказать существование Бога?» Это было смелое утверждение, потому что это был совсем не вопрос, и никакого ответа на него никто дать не мог. А Сергеев, не готовый к уроку, подбадривал Шошу: «Молодец, давай, давай, не останавливайся!» Действительно, большая часть урока ушла на дискуссию, в ней принимали участие только учительница и Шоша. Остальные реагировали только междометиями. Нет, ничего особенного за высказывания на эту тему не грозило, но связываться все равно никто не хотел. Андрей Балин, с которым Шоша любил пройтись по коридору и пофилософствовать говорил потом: «Ну, зачем ты так? Не надо было». О странностях Шошы в этом смысле многие знали. А вот Дима Щеглов уважал его за такие выступления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий