понедельник, 29 июня 2009 г.
Ранетки
Полный бред? Но ведь сейчас сериалы оказывают на людей большее влияние, чем музыка раньше, а это сериал про школу. Старшие дети не воспринимают все буквально, зато младшие смотрят на старших, в том числе и на старших героев и хотят им подражать. Сериал идет несколько лет и формирует представление о школе в сочетании с впечатлениями от собственной школы. Но там все скучно, надо работать. А в сериале интрига, звезды-старшеклассники и музыка. Такая простая, совершенно не бунтарская и этим непонятная старшему поколению.
пятница, 26 июня 2009 г.
Skywatch in Kolominskoye, Moscow
четверг, 25 июня 2009 г.
Skywatch Friday
Школьная утопия
Когда я работал в школе в 1986-1989 годах, я понял две простые вещи. Возможно, они актуальны и сейчас.
1. Учитель обладает в школе очень большой свободой в преподавании предмета и ведения урока. Все разговоры о том, что кого-то что-то делать заставляют или что программа предусматривает не то, что нужно, это лукавство или просто несамостоятельность.
2. При этом в школе очень мало интересного, и дети буквально изнывают от отсутствия живого, нового, творческого. А сколько им нужно интересного? Настолько много, что взять столько негде. Отдаешь каждый день все, что есть, и катастрофически не хватает.
Чтобы понять это, у меня ушел примерно год. Как я, молодой учитель после института со своими иллюзиями и новомодными представлениями, предполагал с этим бороться? Никак. Просто не видел выхода. Мне все время не хватало позитивных новых идей. Приходилось то и дело съезжать на негатив, чтобы поддержать порядок и отстоять свои принципы. Я был таким же рабом системы, как и ученики. Нет, все выглядело даже очень привлекательно. Но я-то знал, где мои границы, что я могу, а что нет. Что уж говорить об учителях старой закалки? Несомненно, у них большой опыт, но еще большая зависимость от предлагаемых обстоятельств, кстати, не зря выскочил театральный термин, может быть, очень многое действительно ролью определяется?
И единственное, к чему я тогда пришел, это к тому, что преподавать должны люди вне системы и вне роли, короче говоря, люди не из школы: профессора, писатели, врачи, художники, ученые, переводчики, инженеры и многие другие. Как это технически сделать, не понятно. Главное, урок не пойдет, дети будут кричать, сказать ничего не удастся. Поэтому классный руководитель должен присутствовать. Но если он предмет в принципе не ведет ни в одном классе, он может. А откуда возьмешь столько ученых? Утопия.
Но сейчас, когда школьная реальность порядком подзабылась, и я уже не могу с точностью сказать, что может быть, а чего не может быть никогда, открывается другой путь для решения этой проблемы.
Как учитель в школе может остаться личностью и интересным человеком? А вернее, не остаться, а становиться им каждый день? Он ведь именно такой нужен в классе и в школе. Хорошо бы было, если бы учитель не только имел свободу, но и развивался как личность по своей собственной логике вне связи со школой, а школу лишь подтягивал бы за собой. Чтобы рутина, да и важная и благородная работа, не убили в нем его собственный жизненный интерес: к предмету, к науке, к искусству, к литературе. Такой человек должен писать, делать свои проекты в каких-то других областях. И некоторые из них он может делать с классом или в классе, с кем-то из класса. Некоторые могут даже быть коммерческими. Например, музыкальные записи, публикация сборника рассказов авторов-учеников. Чем занимаешься сам, тем занимаешься и с классом, причем выводишь все на высокий уровень, снимаешь на видео, как минимум публикуешь в интернете. Но школа и сама по себе достаточно ответственная площадка. Это как площадь Феллини. Здесь происходят интересные вещи в культурном плане. Но если эта площадка покажется маленькой, нужно будет использовать ее как мастерскую и публиковаться для более широкой аудитории. Вот такой учитель еще может свой интерес передать.
Возможно, найдутся еще способы, как нести в школу интересное. Возможно, и без утопии.
среда, 24 июня 2009 г.
Skywatch Friday
понедельник, 22 июня 2009 г.
пятница, 19 июня 2009 г.
На веслах через океан
четверг, 18 июня 2009 г.
Сон
Ночью снились двери. Георгий сидел в комнате, вдруг дверь слетела с петель, упала на пол, и на нее ступил маленький сын Георгия Гоша в белом кимоно – провел прием айкидо. Иной раз такой образ возникает во сне за несколько секунд, а наутро кажется, что дверь эта снилась всю ночь.
Другая дверь была на даче, входная дверь в дом, но почему-то очень старая и побитая. Сруб был новый и пах еще свежим деревом. В двери доски подгнили, были разного размера, одна поперечная перекладина отвалилась, и задачей Георгия было собрать снова все доски, сбить их вместе и приладить дверь так, чтобы можно было запереть дом и уехать. Эти доски были уже рыхлыми с одного или другого конца. Получалась дверь скорее для сарая или свинарника, кроме того, по размеру она никак не вмещалась в дверной проем, пришлось отпилить длинные гнилые концы. Но по ширине дверь была уже, чем надо.
Георгий проснулся против обыкновения в шесть утра, немного полежал. Нет, сон уже не шел, нужно вставать и идти завтракать. Утром, пока все спали, удалось записать кое-какие мысли в тетрадь. Когда он закончил, домашние проснулись. Жена стала варить сыну кашу, планировала уже работу по дому, в которой сильно рассчитывала на Георгия, и очень удивилась, что тот должен ехать в Регистрационную палату оформлять покупку части садового участка. Документы были уже сданы, но нужно было донести одну бумажку, без которой положительного решения по делу не будет.
- Да ты не пройдешь сегодня, тебя просто не пустят.
- Как это, меня не пустят? Я никого и спрашивать не буду.
- Люди занимают очередь с ночи. Ты же драться с ними не станешь.
- Да я уже выстоял один раз эту очередь с ночи, больше стоять не собираюсь.
Подъезжая к зданию Палаты на маленьком Ситроене, Георгий прокручивал в голове те короткие фразы, которые должны будут подействовать на очередь. Регистратор Евгений Рыков попросил его принести одну бумагу и подойти без очереди. Все документы сданы, и об этом имеется опись с подписями и печатями. Это было чистой правдой.
Едва ступив в парадную дверь Палаты, Георгий оказался в вестибюле и одновременно в середине гудящей толпы. Вход на этаж был перекрыт самими людьми. На этаже в коридоре было много сидячих мест, но по широкому коридору распределились лишь шесть первых человек из очереди. Остальные добровольно остались в предбаннике за закрытой дверью, чтобы только никто не прошел вперед них. В вестибюле было душно и жарко. Люди толпились в куртках, видимо ожидая штурма. Один здоровяк перекрыл своим телом входную дверь и заявил, что не пустит Георгия, он пускает только тех, кто под соответствующим номером внесен в список, составленный вчера. Георгий был в ярости, он полез было на здоровяка, дверь приоткрылась, одному посетителю понадобилось выйти. Но мужчине удалось задержать Георгия на несколько секунд, и этого оказалось достаточно, чтобы дверь захлопнулась. Все бы ничего, но Георгий заметил в толпе стремление некоторых отчаянных людей порвать его документы. Рисковать ими было нельзя. Они означали слишком многое, а именно время и нервы близких людей.
Заявив, что он идет к начальству, Георгий направился на второй этаж в приемную руководства. Представился работником телевидения, объяснил свою проблему и указал на то, что очередь сама перекрыла целый этаж, и нет туда доступа. Начальник вызвал сотрудника, чтобы Георгия проводили к регистраторам, но тут выяснилось, что того самого регистратора, который был нужен, сегодня нет. Суббота. «Приходите в будний день!» Значит, даже пройдя через заграждение Георгий узнал только, что сегодня не его день.
Второе дело на сегодняшнее утро взять с дачи шины и сменить колеса на летние. Ключи открыли калитку в железных воротах, еще одну калитку при входе на участок. Но дверь сарая оказалась вмерзшей в землю. Несколько лет дверь проседала и прорыла под собой ямку. Осенью ее заполнила вода и, смешавшись с землей, замерзла. Вторая дверь за сегодняшнее утро на открывалась. А ведь его предупреждали во сне.
И уже проезжая мимо всех автомоек, он просто отмечал для себя, что в этот ясный весенний день машин в очередях слишком много, чтобы пытаться воспользоваться их услугами и не суетился.
понедельник, 15 июня 2009 г.
Пара-архи-тект-ура
Выставка "Пара-архи-тект-ура" в Музее архитектуры Москвы у Российской Государственной Библиотеки. В белом зале тринадцать маленьких мониторов с одной фишкой в виде короткого фильма в каждом. У входа смерть в виде пингвина. Каждый монитор - пост, а все вместе они блог во времени. И красный ковер на полу.
четверг, 11 июня 2009 г.
среда, 10 июня 2009 г.
Приключение или маршрут 2
В детективе, например, сюжет долгое время закручивается, и становится очень интересно, а потом быстро все разрешается, и за этим следует некоторое разочарование.
Приключение или маршрут?
Страсть и мечта
понедельник, 8 июня 2009 г.
Глаза на мокром месте
четверг, 4 июня 2009 г.
Утро 2
Разговор двух деревьев
- Что он так торопится?
- А он хочет продать свое время.
- Странно, я бы, наоборот, много отдал, чтобы купить еще немного времени.
среда, 3 июня 2009 г.
Язык тела
И снова это способ писать о себе.