четверг, 25 июня 2009 г.

Школьная утопия

То, что написано дальше, находится в сильном отрыве от реальности, как-будто у учителя нет большой нагрузки и у него еще остается на что-то время.

Когда я работал в школе в 1986-1989 годах, я понял две простые вещи. Возможно, они актуальны и сейчас.
1. Учитель обладает в школе очень большой свободой в преподавании предмета и ведения урока. Все разговоры о том, что кого-то что-то делать заставляют или что программа предусматривает не то, что нужно, это лукавство или просто несамостоятельность.
2. При этом в школе очень мало интересного, и дети буквально изнывают от отсутствия живого, нового, творческого. А сколько им нужно интересного? Настолько много, что взять столько негде. Отдаешь каждый день все, что есть, и катастрофически не хватает.
Чтобы понять это, у меня ушел примерно год. Как я, молодой учитель после института со своими иллюзиями и новомодными представлениями, предполагал с этим бороться? Никак. Просто не видел выхода. Мне все время не хватало позитивных новых идей. Приходилось то и дело съезжать на негатив, чтобы поддержать порядок и отстоять свои принципы. Я был таким же рабом системы, как и ученики. Нет, все выглядело даже очень привлекательно. Но я-то знал, где мои границы, что я могу, а что нет. Что уж говорить об учителях старой закалки? Несомненно, у них большой опыт, но еще большая зависимость от предлагаемых обстоятельств, кстати, не зря выскочил театральный термин, может быть, очень многое действительно ролью определяется?
И единственное, к чему я тогда пришел, это к тому, что преподавать должны люди вне системы и вне роли, короче говоря, люди не из школы: профессора, писатели, врачи, художники, ученые, переводчики, инженеры и многие другие. Как это технически сделать, не понятно. Главное, урок не пойдет, дети будут кричать, сказать ничего не удастся. Поэтому классный руководитель должен присутствовать. Но если он предмет в принципе не ведет ни в одном классе, он может. А откуда возьмешь столько ученых? Утопия.

Но сейчас, когда школьная реальность порядком подзабылась, и я уже не могу с точностью сказать, что может быть, а чего не может быть никогда, открывается другой путь для решения этой проблемы.
Как учитель в школе может остаться личностью и интересным человеком? А вернее, не остаться, а становиться им каждый день? Он ведь именно такой нужен в классе и в школе. Хорошо бы было, если бы учитель не только имел свободу, но и развивался как личность по своей собственной логике вне связи со школой, а школу лишь подтягивал бы за собой. Чтобы рутина, да и важная и благородная работа, не убили в нем его собственный жизненный интерес: к предмету, к науке, к искусству, к литературе. Такой человек должен писать, делать свои проекты в каких-то других областях. И некоторые из них он может делать с классом или в классе, с кем-то из класса. Некоторые могут даже быть коммерческими. Например, музыкальные записи, публикация сборника рассказов авторов-учеников. Чем занимаешься сам, тем занимаешься и с классом, причем выводишь все на высокий уровень, снимаешь на видео, как минимум публикуешь в интернете. Но школа и сама по себе достаточно ответственная площадка. Это как площадь Феллини. Здесь происходят интересные вещи в культурном плане. Но если эта площадка покажется маленькой, нужно будет использовать ее как мастерскую и публиковаться для более широкой аудитории. Вот такой учитель еще может свой интерес передать.
Возможно, найдутся еще способы, как нести в школу интересное. Возможно, и без утопии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий