пятница, 30 октября 2009 г.

четверг, 29 октября 2009 г.

Пространство игры и культуры

Школа это в идеале пространство игры и культуры. Культура не может ждать, что человек вырастет и будет готов ее воспринять. Культура входит в процесс обучения сразу, как только маленькую часть ее пропустил через себя учитель, посмотрел фильм, сходил на выставку, прочитал что-то в интернете. Игра это способ вернуть вымученный процесс обучения к своей естественной форме.
- Это решение противоречия знание-достоинство.
- А какая игра может быть с речью?
- Актерское мастерство, риторика.
- А еще?
- Как можно оценить игру?
- Никак. В игре можно только выиграть или проиграть. Ну можно еще выиграть какое-то количество очков, не зависящее от учителя.
- Все, что мы делаем интересного, все это игра.
- А чтение, тоже игра?
- Нет, но может стать игрой, если читать как-то по-особенному или играть с прочитанным.
- А письмо?
- В идеале должно быть игрой, иначе оно превращается в нечто скучное.
- А как вообще такие серьезные вещи, которые изучаются в школе, можно превращать в игру?
- А также, как Германн Гессе это делает в "Игре в бисер".
- А, может быть, все это очень сложно, и нужно просто больше прикалываться? В каждую тему встроить штук пятьдесят приколов - или три - и сразу все станет понятнее, и многие вещи встанут на свои места?
- Очень правильная и хорошо сделанная вещь не может стать гениальной, если в нее не вставить хотя бы один прикол.

пятница, 9 октября 2009 г.

Журнал-сериал в классе

Мой сын третьеклассник после того, как он крайне нерегулярно, но все-же время от времени писал сериал из рассказиков на интересующую его тему, решил вовлечь в эту идею других ребят из класса. Со своим другом они решили издавать журнал. Это означает, что они раздают отдельные рубрики другим детям. Журнал должен выходить каждый понедельник, чтобы за выходные можно было успеть оформить все материалы в одной папке. Кто не успел сдать материал до четверга, попадает уже в следующий номер.
Меня поразило, какое количество детей захотело сотрудничать в этом журнале, и сколько человек принесли свои материалы по тем рубрикам, о которых договоривались! Выяснилось, что у кого-то есть целая тетрадь стихов, кто-то увлеченно пишет об играх PSP и даже составляет кроссворды, кто-то готов рисовать иллюстрации. Причем все это исключительно детская инициатива.
Это меня наводит на мысль, перекликающуюся с практикой "Ковчега".
Каждый ученик в классе мог бы на четверть выбрать себе собственный проект от написания книги и исполнения музыкальных произведений до проведения футбольного матча с другим классом.
При этом он может решать:
а) публиковать ли этот проект, говорить ли другим о нем вообще,
б) вовлекать ли других детей,
в) прекратить его или завершить в какой-то форме.
Идея в том, чтобы, кроме работы с классом, работать с личностями и ждать от них ответной реакции. От кого-то придется ее ждать несколько лет, а от кого-то пару дней. Это не то же самое, что начать выпускать такой журнал по инициативе и под присмотром учителя.

четверг, 1 октября 2009 г.

Skywatch Friday

Don't want to do anything but watching the sky in the places that seem so common to everybody you even hardly notice the beauty of them. People are running across the square, trying to catch their train after shopping in the capital of Moscovia. It's their place because they are going home from here, and when the train comes to Ukraine the only thing they will have to do is to stand up and get out at their station and then they'll remember making their way through Moscow and measuring the whole city by how far they must go from the Kiev Railroad Station.
See other skywatchers here.
Posted by Picasa